Обучение персонала | Тренинг в Москве

Обучение персонала

Одной из задач современного руководителя является развитие сотрудников. И не только потому, что этого требует научно-технический прогресс и совершенствование технологий во всех сферах деятельности. Доказано, что обучение персонала – мощный мотивирующий фактор и средство удержания людей в компании, ведь программа развития сотрудников повышает их лояльность к работодателю, является свидетельством его заботы о них и стабильности организации в целом. Однако при планировании этого процесса следует помнить, что он должен быть целенаправленным, методически продуманным и иметь практическую ценность для бизнеса.

обучение персоналаМетоды обучения персонала

Для начала ответим на вопрос, каких целей достигает работодатель с помощью обучения?

  1. Повышает компетенции персонала по основному направлению (повышение квалификации)
  2. Производит переподготовку (перепрофилирование) в связи с освоением новой деятельности
  3. Обеспечивает первичное освоение профессии новыми сотрудниками.

Обучение может производиться как на рабочем месте, так и вне его. В зависимости от цели и места выбираются методы обучения персонала. Рассмотрим их подробнее.

Обучение на рабочем месте

Метод

В чем заключается
Копирование Профессиональные навыки новичка развиваются при помощи многократного повторения действий более опытного коллеги. Примеры: отработка скриптов телефонных переговоров, операции на станках и т.д.
Производственный инструктаж Информирование сотрудника о регламентах и правилах работы, которое существенно облегчает ему вхождение в должность. Примеры: инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, правила приема документов и т.д.
Наставничество «Шефство» над новичком со стороны профессионала. Этот метод позволяет передавать новым сотрудникам эффективные модели работы без отрыва от производства. Проводится в несколько этапов:

1.       Объяснение

2.       Демонстрация

3.       Совместная работа

4.       Передача инициативы + контроль наставника

5.       Анализ самостоятельной работы новичка с предоставлением обратной связи наставника.

Пример: совместный выезд на переговоры, отработка банковских операций.

Ротация Предоставление сотруднику «командировки в должность», когда на время происходит перемещение позиций с целью изучения потребностей смежных подразделений, расширения знаний в своей профессиональной области. Метод хорош для компаний, где важна взаимозаменяемость сотрудников. Примеры: переходы в банковской сфере с должности кассира для физлиц на обслуживание юрлиц.
Делегирование Передача части функционала сотруднику с целью повышения его ответственности и мотивации. Чаще всего метод применяется, когда руководитель заинтересован в карьерном росте сотрудников.
Метод усложнения задач Постепенное «погружение» сотрудника в профессию, когда он изучает функционал поэтапно, овладевая все более сложными навыками выполнения производственных задач.

 

Обучение вне рабочего места

Метод В чем заключается
Лекция Передача слушателям теоретических знаний. Хорош для массового обучения, низкозатратен, дает возможность передачи обширной информации за сравнительно короткий срок. Недостатки: обучающиеся участвуют в процессе пассивно, сложно получить обратную связь, невозможно проконтролировать глубину усвоения материала.
Семинар (конференция) Метод похож на лекцию, но более интерактивный и предполагает общение ведущего с аудиторией, которая является активным участником происходящего. Предполагает немассовый формат (оптимально 10-15 человек)
Деловая игра Строится на «проигрывании» ситуаций, вызывающих трудности в работе. В основу деловых игр часто ложатся «кейсы», собранные в ходе предыгровой диагностики ведущим.
Тренинг Один из самых эффективных методов, в котором на 20 % теории приходится целых 80 % практических заданий, направленных на формирование необходимых в работе навыков.
Моделирование Метод опережающего развития персонала. Позволяет не только разбирать реальные ситуации, но и создавать модели, на которых участники отрабатывают свои действия в сложных ситуациях. Метод активно применяется при обучении сотрудников силовых структур, банковской сферы.
Командное решение задач Метод, в основе которого «мозговой штурм». Используется не только для повышения квалификации сотрудников, но и для их сплочения в ходе решения производственных задач. Недостаток этого метода в том, что он достаточно «стихиен», его трудно контролировать и управлять поведением сотрудников. Подходит компаниям с высокой корпоративной культурой и сформированными навыками ведения дискуссий у большинства персонала.
Самообразование Очень привлекательный метод обучения для крупных торговых сетей и банковской сферы. Часть материала с помощью облачных технологий становится доступным для самостоятельного изучения. Сотрудники могут заниматься самообразованием в удобное для себя время в своем темпе. Очевидный недостаток – невозможность задать вопросы по материалу и отсутствие контроля.

 

Таким образом, обучение персонала требует вдумчивого подхода. Наиболее успешно оно там, где его реализацией занимаются профессионалы. Если такого человека нет в штате компании, можно обратиться в тренинговые агентства и заказать разработку программы обучения.

Успейте получить

Вебинар в подарок

Оставь заявку прямо сейчас на бесплатный урок от
Александра Петрищева!
В этом уроке вы узнаете полезные техники влияния для жизни и бизнеса!

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Вы должны принять условия
Другие статьи
Уместны ли вопросы про личную жизнь от руководителя
26.03.2024

Уместны ли вопросы про личную жизнь от руководителя

Работодатель не просто может, но обязан интересоваться личной жизнью своих сотрудников.

Успешные переговоры: секреты и лайфхаки
27.04.2023

Успешные переговоры: секреты и лайфхаки

Переговоры – это процесс, который априори не может быть стандартным или универсальным, поскольку приходится общаться с людьми с отличающимся менталитетом

Как выстроить эффективные продажи бизнесу
27.04.2023

Как выстроить эффективные продажи бизнесу

Успешное общение с потенциальным клиентом компании – это, определенно, успех и для всей организации в целом. 

Ораторское искусство как инструмент управления
27.04.2023

Ораторское искусство как инструмент управления

Обладание таким навыком, как умение эффективно и ярко выступать перед публикой, не только обеспечивает стремительный подъем по карьерной лестнице...