Работа с людьми в организации – одна из самых востребованных тем управленческих бизнес-форумов, ей посвящены тренинги, книги, блоги. Питер Друкер в своей книге «Менеджмент 21 века» пишет о том, с какими вызовами сталкивается современная организация и что нужно сделать, чтобы выстоять в условиях жесткой конкуренции. Именно люди становятся сегодня «секретным оружием» корпораций, поэтому одним из главных по значимости факторов, по его мнению, является развитие персонала, ведь уход талантливых сотрудников – это риск потери позиций на рынке. И наоборот, грамотно выстроенная система, в которой люди, приходящие в организацию, быстро адаптируются, растут профессионально, строят карьеру, а затем передают лучшие навыки и идеи следующим поколениям сотрудников, становится тем фундаментом, на котором держится и процветает долгие годы бизнес.
Рассмотрим основные этапы построения такой устойчивой и эффективной системы, а также условия, при которых она может быть сформирована.
Что входит в систему корпоративного развития персонала?
Когда мы говорим о системе, то подразумеваем взаимосвязь действий, частей, элементов целого. Так и система развития персонала в организации основана на стратегии прогнозирования потребности компании в кадрах и обеспечение условий их длительной работы в компании. В нее входят
прием, первичное обучение и адаптация новых людей
плановое повышение квалификации опытных сотрудников
формирование кадрового резерва из числа лучших работников
внедрение новых специальностей и должностей
развитие потенциальных руководителей.
Важно! При формировании системы развития персонала необходимо руководствоваться принципами целостности, оперативности, научности и гибкости.
Целостность подразумевает развитие системы полностью, а не отдельных ее частей. Недооценка значимости любого сегмента неминуемо приведет к обеднению остальных. Например, прекратив набор и профессиональную адаптацию новичков, через несколько лет компания испытает «кадровый голод» в сегменте резерва, так как естественный отток кадров превысит приток новых сотрудников. Отсутствие продуманной политики в области повышения квалификации персонала приведет к снижению уровня их подготовленности и падению их мотивации и т.д.
Оперативность – способность компании быстро принимать и внедрять эффективные решения в системе развития персонала в организации, реагировать на позитивные и негативные проявления в коллективе, действовать своевременно.
Научность – работа с персоналом с применением современных методик менеджмента, научно обоснованных и подтвержденных практикой.
Гибкость – открытость новому, предпринимательство в развитии системы персонала, готовность прислушиваться и идти на разумный компромисс. Замечено, что чем старше предприятие, тем дольше принимаются решения, в том числе и в кадровой политике. Учитывая этот факт, владельцы «зрелых» бизнесов должны задуматься о привлечении в команду «персональщиков», обладающих креативностью и чутко реагирующих на настроение команды.
Опыт ведущих компаний в развитии персонала
Каждая компания ищет свои подходы к развитию персонала и строит систему в расчете стать более конкурентоспособной и устойчивой. При этом акценты расставляются по-разному (кто-то делает ставку на развитие корпоративной культуры, кто-то – на стимулирование личного развития или на корпоративное обучение), но общая концепция вполне отвечает вышеперечисленным принципам целостности, оперативности, научности и гибкости.
Сбербанк России.
Уделяет повышенное внимание поддержанию в коллективе атмосферы, в которой каждый сотрудник ясно видит перспективы своего развития и понимает, чего он должен добиться, чтобы перейти на следующую ступень. Спорт, творчество, совместные креативные проекты – все это сплачивает команду, в которой рядом с профессионалами работают новички, и помогает быстро адаптироваться, поверить в себя. Философия компании заключается в стремлении к общему успеху и вовлеченности каждого сотрудника в общее дело.
Сибур
Главный акцент политики развития персонала этой компании – в непрерывном движении каждого сотрудника к новым достижениям. Даже новички знают, что залог их успешной карьеры усилия «вчера» и «сегодня». Преодолевая трудности, проявляя инициативу, беря на себя ответственность за задачи повышенной сложности, они меняют будущее в лучшую сторону, добиваясь карьерных и материальных высот.
ОК РУСАЛ
Взяв курс на внутреннее обучение и непрерывную подготовку кадров для своих предприятий, компания в 2007 году выпустила более 7 000 наставников, которые по специальным методикам стали не только передавать сотрудникам профессиональные компетенции, но и поддерживать мотивацию новичков, укреплять их уверенность в правильности выбранного пути. И по сей день преемственность – важная сторона кадровой политики компании.
МТС
Сильный институт внутренних тренеров сформировала и компания МТС. Помимо того, что это существенно снизило издержки на привлечение внешних провайдеров, такая система развития персонала позволила точнее реагировать на запросы подразделений, разрабатывать наиболее эффективные методики «под себя». В компании убеждены, что идея инвестирования в собственных сотрудников и создание сильной команды тренеров позволили сохранить эффективность обучения в кризис 2009 года.