Ирина Николаева_мал.jpg

Ирина Николаева

Основательница и владелица косметического первого бренда натуральной космецевтики Irushka делится вдохновляющей историей основания своей компании.

Ирина, когда Вам впервые пришла идея создания своего бизнеса?

Работая косметологом, я поняла, что у меня нет под рукой тех продуктов, которые мне нужны, с составами, которые действительно результативны. Товары «эко» стали трендом, но от этого направления я сразу отказалась: мода – модой, а составы должны работать. Так и пришла идея – запустить свой бренд качественных сбалансированных косметических средств, которые будут подходить людям с типами кожи, сформировавшимися у всех нас на сегодняшний день. Честно могу сказать, это было очень сложно – построить бизнес в России. На момент появления этой идеи у меня за плечами уже был один опыт стартапа, провал которого выбил меня из колеи примерно на 1,5-2 года: я никак не могла взяться за новое дело. Поэтому когда я выводила бренд Irushka, я уже подходила к делу более осознанно. Понимала, чего на рынке не хватает, анализировала и делала именно «бренд». Бренд, у которого было 2 возможности: провалиться или стать очень успешным. Это был огромный риск. Если вы оцените логотип, то поймете, он - абсолютно вне формата косметического рынка. Мне говорили: «Сейчас все за гиаллуроновую кислоту, драгоценные камни, бамбук и т.д. Да, эти добавки бездейственны, но продукцию с ними точно купят». Я же решила для себя, что таких псевдополезных брендов слишком много, рынку было нужно что-то новое, действенное. Вы замечали, что до сих пор все пытаются выставлять русские бренды иностранными? Дело в том, что клиент не готов покупать русский бренд. А тогда - это было время, когда русская мода только-только становилась, а косметический рынок был в упадке, и покупатели «чурались» русских продуктов. То есть – если русское, то должно быть дешевое. Наша продукция сразу вошла в сегмент «люкс», по двум причинам: во-первых, не проходила по себестоимостив мидл-маркет, а, во-вторых, потому, что, когда случается кризис, первыми прогорают именно продукты мидл. То есть остается «люкс» и масс-маркет. Так происходит из-за того, что те, кто пользовался продукцией мидл-маркета, переходят на масс-маркет, а те, кто пользовался продукцией «люкс», будут пользоваться ею всегда. Я установила соответствующие стандарты качества и запустила бренд, который полностью опровергал политику современного косметического рынка на тот момент. Мы пошли по честному пути, и я этим горжусь. Я сделала свое уникальное предложение: продукт, в котором используется полезная для кожи химия (чистое «эко» не работает). Когда я не смогла найти определения своему продукту, я придумала его – «натуральная космецевтика». «Космецевтика» — потому, что этот продукт работал, а не выполнял только ухаживающие функции. «Натуральная» – потому, что мы используем от 86 до 99% натуральных компонентов. Когда ты новатор, очень важно разработать принципиально новый продукт. Не изобретать еще раз велосипед, а изобрести новый вид велосипеда – такой, которого еще нет на рынке. Это реально. Уже сейчас у меня в голове еще 4 абсолютно новых бренда. Я не берусь за изобретение того, что уже есть. Если же ты не новатор – то, наоборот, нужно понять, что на рынке востребовано, и просто на этом заработать денег. По сути, бизнесмены делятся на два типа: тех, кто умеет придумывать и тех, кто не умеет придумывать, но знает, как заработать деньги. При желании заработать деньги можно на всем – главное иметь жилку.

С какими сложностями Вы столкнулись при запуске бренда? Что помогало Вам с ними справляться?

Основная трудность, с которой я столкнулась, - мягко говоря, непонимание. Когда я искала заводы, мне было всего 24 года, и меня не воспринимали всерьез. По своему опыту могу сказать, самое главное в такой ситуации – не поддаваться на манипуляции и не идти самым простым путем, не предавать свои идеи и принципы. Когда ты новичок, любое понимание деталей приходит с опытом. Вот и ко мне это понимание пришло только сейчас, с запуском нового бренда. Теперь я уже четко понимаю: что нужно рынку, что и как мне делать, какие ингредиенты использовать, как удешевить, как сделать лучше маркетинг и так далее. А тогда, в самом начале, я отличалась такой наивностью, что начиная сотрудничать с несколькими заводами, верила в их обещания подготовить мне суперпродукты. Чего только не произошло, пока я искала завод-производитель. Мне предлагали изготовить дешевый масс-маркет французский крем, снисходительно уточняя, почему «девочка, за которой явно стоят спонсоры» приехала на метро. Уговаривали продать свою упаковку и сделать продукт попроще. Один из крупных заводов через год испытаний положили в баночку экспериментальный образец - желе серого цвета, со словами «вы ничего не понимаете, это суперпродукт, он точно пойдет, это же «эко-эко», и выглядеть он будет именно так». Меня ни один из этих результатов не устраивал: у меня было техническое задание, видимость продукта. Мне нужен был продукт, исходя из этих данных, а не ксерокопия других. Это моя принципиальная позиция – я не копирую чужие бизнесы, мне это не интересно. Мне интересен сам процесс создания бизнес-предложений, которых нет. Для меня было бы скучно копировать чужие проекты. Irushka для меня не столько коммерческий продукт, как возможность полноценно испытать свои силы. Дальше я буду делать более коммерческие продукты, потому что Irushka – это моя душа, как бы банально это не звучало, мое первое детище, в которое я вложила бешеные силы и бешеное здоровье. А в тот момент, в самом начале, я уже продала автомобиль, взяла кредиты... Работала в IT-компании, потому что просто понимала, что мне удобнее делать небольшую работу и заниматься своим бизнесом, нежели работать в косметологии с 9 до 24 и не иметь возможности уделять своему делу время. Вот тогда я впервые и услышала, что я «дочь, любовница и т.д. богатого человека, который за мной стоит и который мои проекты спонсирует». На самом деле все было, до смешного, поднято на моих руках, без каких-либо инвестиций со стороны. Я не кричу об этом на каждом углу, не говорю, что я все сама. Когда меня спрашивают, стоит ли рисковать, брать кредиты, или может стоит потерпеть, делать то, что есть, я говорю: если вы чувствуете, что ваш проект выстрелит – тогда стоит рисковать. Честно, это ужасная отмазка: вот, я не сделал свой бизнес потому, что у меня не было средств. Средства всегда любой человек может найти. Мы имеем возможность взять кредиты, воспользоваться услугами брокерских компаний, которые помогают их оформить, можно перезанять… Деньги – это не оправдание. Деньги – это всего лишь ресурс. В бизнесе ты должен уметь рисковать, если ты делаешь какие-то инновационные проекты, которых нет на рынке. Если ты идешь против системы, берешься тягаться с гигантами и продвигать свое видение, которое противоречит тому, к чему люди привыкли, тогда будь готов, что тебе придется много рисковать: деньгами, временем, возможностями. В итоге, когда я поняла, что работа с крупными заводами у меня не складывается, прошло уже 1,5 года, а продукта так и не было. И здесь было всего два варианта: либо бросить все и пойти работать в найм, либо начать поиски заново. Сложность была в том, что в принципе, к этому моменту я уже переговорила со всеми, с кем, как мне казалось, можно было начать сотрудничество. Деньги начинали испаряться, а я все так же была далека от своей цели. Но я верила в свой продукт и не могла сдаться. Поэтому снова начала добиваться переговоров с руководством тех заводов, которые не откликнулись сразу на мое письмо. Именно тогда у меня получилось дозвониться до завода «Корус Фарм», с которым мы сейчас сотрудничаем. С ними мне повезло. По моему мнению, это единственный в России фармацевтический завод, который действительно дорожит своим лицом. Они никогда не берутся за производство продуктов сомнительного качества. И поэтому я доверяю им свой бренд. Однажды я чуть не совершила большую ошибку - пыталась отдать долю в бизнесе, лишь бы получить средства на новые продукты. Тогда коммерческий директор «Корус Фарм» дал мне очень ценный совет: «Никогда не отдавайте долю в бизнесе. Потому, что иначе вы точно разоритесь». В конечном счете, я взяла еще один кредит, чем вообще не огорчена. Теперь я понимаю, что никогда, ни при каких условиях, ни при каких инвестициях, я другого человека в свой бизнес не пущу. Потому, что он начнет «качать» свои права, а мои задумки уйдут в никуда. Все, кто анализировал мой бизнес, говорили, что он экономически не выгоден. Тем не менее, прибыль растет с каждым годом. И сейчас мы запускаем вообще новый бренд в профессиональном сегменте, который будет состоять из 56 позиций (деталей пока не раскрываю), 28 из которых должны выйти в продажу с ноября этого года.

Что или кто помогает Вам сохранять мотивацию?

Я по жизни очень самомотивирующийся человек. Больше всего меня вдохновляют мои идеи, возможность воплотить их в жизнь. На меня невозможно повлиять никакими тренингами и книгами. Когда я еще бывала на тренингах, то обычно продолжала его вести вместе с тренером для других. Единственная книга по бизнесу, которая мне правда помогла (я начинала читать и остановилась на первой главе), «Стартап» Гая Кавасаки. Там очень правильно написано: хороший бренд не делается ради денег, иначе он обречен на провал. Если у вас стоит единственная цель – заработать капитал, то успеха не ждите.

Что бы Вы посоветовали начинающим свой бизнес?

Самое главное - ничего не бояться, верить в свой продукт/идею и уметь рисковать. Бизнесмен, который не умеет рисковать – не бизнесмен. Вот честно! Хоть и говорят, что нужно все тщательно просчитывать, - ни один бизнес-план, который я скрупулезно готовила – не работал. У Irushka не было бизнес-плана. Я против бизнес-плана, тренингов и умных книг - это мое сугубо личное мнение. Кому-то они помогают, кого-то они мотивируют, кого-то подталкивают, и это хорошо. Если же вы можете самомотивироваться – то это еще лучше!

Сколько человек в Вашей команде, и какими принципами Вы руководствуетесь при подборе людей для своего дела?

Коллектив у нас пока небольшой. Все бюджеты вливаются в новый бренд, там большой список продуктов, а соответственно – большое количество затрат. Помимо косметологии, я работала в разных сферах: в продажах, пиаре, маркетинге, брендинге, внутренних коммуникациях, журналистике. Благодаря этому, я прекрасно знаю, как оценивать тех или иных специалистов. И когда мне не могут сказать четко, чем занимается директор по продажам – такой специалист у меня не задерживается даже на момент трехдневной стажировки. Важно понимать, что ты принимаешь в коллектив друзей, которые ему помогают за определенную плату, но никоим образом не рабов, которые ему по жизни что-то должны. Никто никому не должен. На самого даже крутого работодателя найдется другой работодатель покруче. Мне не нужны коллеги, которые будут сидеть и муторно выполнять поставленные задачи. Я не смогу работать с людьми, которым я не могу доверять. В бизнесе, конечно, доверять никому не стоит, но я так не умею. На каждого из своих коллег я могу положиться, они могут в любой момент мне позвонить и попросить помощи, и я им не откажу. А вот удержать людей на старте, когда ты не можешь платить большие зарплаты – дорогого стоит. В этом случае не обойтись без личного подхода: умения понимать людей, умения общаться и дружить с людьми и умения ценить их. Я – лидер, поэтому мне интересно воспитывать лидеров из молодых специалистов. Пока училась в университете на вечернем, я работала, и считаю, что это хорошо, когда есть возможность работать и учиться, т.е. это формирует очень хорошую внутреннюю базу. Единственное - пока нет человека, которому я могла бы доверить свои бренды. Я еще не дошла до того уровня, чтобы отдать свои полномочия, как бренд-менеджера. То есть я делаю проекты с нуля, начиная с идеи продуктов и заканчивая упаковкой, пиаром, позиционированием и каналами сбыта. На эту должность я не ищу пока никого, так как мне как раз это в моем бизнесе и интересно. Резюмируя: людей нужно выбирать больше по личным характеристикам, по тому, что в них заложено, если человек умный, то из него можно воспитать хорошего специалиста. Исключения составляют случаи, когда вам нужен готовый продукт, и вы не готовы ждать, так бывает. У меня, например, на пиаре девушка – высококлассный специалист. При запуске я не могла представить, что я могу взять человека, который недостаточно компетентен в этой области, мне нужен был быстрый результат. Вариантов было много, но сыграли личные качества девушки: с ней работать было намного комфортнее, я могла ей доверить все.

Есть ли какие-то способы снятия напряжения и расслабления, которыми Вы пользуетесь? Что помогает Вам переключаться с рабочих задач на себя или своих близких, или же у Вас весь день проходит в одном потоке многозадачности?

Со стороны может показаться, что я человек только бизнеса, но бизнесом как таковым я занимаюсь только находясь на работе. Для меня работа - работой, а жизнь - жизнью. Приезжая домой, я становлюсь обычной женщиной, которая варит супы, уделяет внимание своему мужу и семье. В этом плане мне повезло, я очень быстро умею переключаться и абстрагироваться от задач. Правда, пока идет работа над новым брендом, я стала меньше заниматься спортом. А так регулярные спортивные занятия, 4 раза в неделю, - это мой релакс, мой отдых, мой выброс адреналина. Также я люблю активный отдых, поэтому в выходные меня невозможно найти по телефону. Семья для меня стоит на первом месте, а работа – это самореализация, хобби и способ зарабатывания денег. Семья – это жизнь, т.е. здесь у меня четкое понимание – если я буду полностью в бизнесе (у меня уже была такая ошибка), то семьи у меня не будет. Когда я второй раз вышла замуж, я сделала выбор в пользу семьи. И сейчас могу сказать, что это никоим образом не отразилось на бизнесе. Наоборот, бизнес стал более успешным. Постепенно я научилась делегировать свои полномочия коллегам, которые отлично справляются с ними в то время, как я уделяю время семье. Сейчас я уже более свободна от текучки, полностью погружена именно в разработки. А до этого у меня, конечно, было намного больше задач. На мне был и интернет-магазин, и какие-то административные дела… Я все это делегировала, и честно, ни разу об этом не пожалела. Нужно просто уметь отдавать свой пласт работы и доверять людям. Ну и, соответственно, принимать тех людей, которым это по силам.

Интервьюер: Ершова Ольга

Введите Ваше имя
Введите Ваш email
Введите Ваш телефон